Тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

Статья на тему: "тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар" в качестве важнейшей информации о болезни.

Техники хатха-йоги способны улучшать процессы венозного оттока разными путями: за счет гравитационных механизмов (перевернутые асаны), присасывающего действия грудной клетки на вдохе (полное дыхание, уджайи на вдохе, уддияна-бандха, наули), мышечного насоса нижних конечностей (динамическая практика стоячих асан). Практика йогатерапии, основанная на перечисленных направлениях, способна оказывать заметный эффект при варикозной болезни и лимфостазе (речь идет в первую очередь о влиянии на качество жизни, так как структурные изменения вен и лимфатической системы невозможно устранить практикой йоги, но для уменьшения отёчности и ликвидации болевого синдрома правильно построенная практика йогатерапии может быть весьма эффективна; подробнее здесь и здесь).

В то же время при построении «противоварикозной» программы занятий следует помнить о возможных осложнениях, вероятность которых может повышаться йогическими техниками.

Процесс образования тромба в кровеносном русле называется коагуляцией, которая является естественным защитным механизмом, предотвращающим фатальную кровопотерю при повреждении кровеносных сосудов. Изменения структуры сосудистой стенки приводят к активации тромбоцитов – клеточных элементов крови, запускающих тромбообразование. Активация тромбоцитов приводит к их агрегации (склеиванию); выделение тромбоцитами биологически активных веществ запускает каскадный ступенчатый синтез факторов свертывания – белковых молекул плазмы крови; каждая молекула свертывающей системы активирует тысячи молекул следующей ступени, в результате такой каскадной активации в очень короткие сроки происходит синтез фибрина – нитевидного белка, образующего своеобразную «сеть», в которой тромбоциты и другие клетки крови формируют тромботический сгусток. Тромб «заклеивает» повреждённый участок сосуда, благодаря чему кровотечение прекращается.

Системе коагуляции крови противостоит система фибринолиза, отвечающая за растворение тромбов и сдерживание избыточного тромбообразования. У здорового человека обе системы находятся в  равновесии, и в итоге тромбы образуются лишь при значимом повреждении сосудистой стенки.

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

Фото с сайта

Нарушения процессов коагуляции и чрезмерный тромбогенез могут развиваться по разным причинам. Выдающийся немецкий врач-патологоанатом (а также археолог и антрополог) Рудольф Вирхов в 19 веке сформулировал три основных фактора, провоцирующих тромбоз  — так называемая «Триада Вирхова»:

—       изменения сосудистой стенки;

—       изменения характера кровотока (замедление или турбулентность);

—       изменения свойств крови (повышение её вязкости, ослабление системы фибринолиза, патологическая активация системы коагуляции).

При варикозной болезни со значительной деформацией венозных сосудов и формированием варикозных «узлов» имеют место по меньшей мере две составляющих триады Вирхова: изменения сосудистой стенки и замедление кровотока, что способно приводить к  гиперкоагуляции и тромбообразованию в венозном русле. В силу этих причин варикозная болезнь может осложняться венозным тромбозом.

Тромбоз вены (флеботромбоз) бывает частичным или полным. Чем сильнее выражен флеботромбоз, тем выше вероятность клинических симптомов нарушений венозного оттока: отёк конечности, набухание вен, синюшность кожи, боли. Если тромб меньше диаметра вены, то кровоток может сохраняться и явных симптомов тромбоза не будет; кроме того, венозный отток может происходить по соседним венам, что в некоторой степени компенсирует нарушения венозного оттока и в значительной степени может маскировать наличие флеботромбоза.

Относительно «свежий», недавно образованный тромб чаще бывает мягким, рыхлым, склонным к отрыву от сосудистой стенки, распаду на отдельные фрагменты. Если этого не происходит, то со временем происходит организация тромба – его уплотнение, прорастание соединительной тканью, плотное сращивание с сосудистой стенкой. Организованный тромб в меньшей степени склонен к распаду и отрыву.

При отрыве тромба происходит его миграция по сосудистому руслу с дальнейшей окклюзией (закупоркой) сосуда – тромбоэмболия.

Эмболия – более широкое понятие, означающее миграцию по сосудистому руслу инородных тел (частиц, или эмболов) с последующей окклюзией сосуда и соответствующими нарушениями местного кровообращения. В роли эмбола могут выступать жир (жировая эмболия при переломах крупных костей и травмах), фрагменты опухоли (метастатическая эмболия), воздух (воздушная эмболия вследствие подсасывания воздуха в крупные вены при их повреждении). Но наиболее частым и клинически актуальным вариантом эмболии является тромбоэмболия – здесь в роли эмбола выступает тромб или его фрагменты.

Источником тромбоэмболии чаще всего являются вены нижних конечностей и малого таза (при варикозной болезни соответствующей локализации). В этом случае тромб движется из вен в правые камеры сердца, и оттуда – в легкие, где застревает, вызывая окклюзию сосудов малого круга кровообращения. Вследствие этого часть легкого выключается из процесса кровообращения и подвергается некрозу с последующим воспалением (инфаркт-пневмония). Если тромбоэмболии подвергается крупная ветвь легочной артерии, может произойти рефлекторная остановка сердца и мгновенная смерть.

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

Фото с сайта

Если источником тромбоэмболии являются левые камеры сердца (что случается при серьезной органической патологии сердца с расширением его камер, а также при некоторых нарушениях ритма сердца), то тромб мигрирует в сосуды большого круга кровообращения  — чаще всего это сосуды головного мозга, что приводит к окклюзии мозговых артерий и развитию инсульта.

Варикозная болезнь может быть причиной флеботромбоза и последующей тромбоэмболии. Факторами, способствующими тромбозу, являются длительная гиподинамия (в особенности у лежачих пациентов), прием оральных контрацептивов, обширные хирургические операции, пожилой и старческий возраст, ожирение, инсульты и тромбоэмболии в анамнезе. В некоторых случаях к флеботромбозу присоединяется воспаление венозной стенки (тромбофлебит).

Если условия для тромбоэмболии сохраняются (а полностью устранить эти условия бывает уже невозможно), то ситуация может рецидивировать и тромбы из венозного русла, периодически отрываясь, попадают в сосуды легких, подвергая жизнь и здоровье пациента серьезной опасности. Такие хронические осложнения принято называть тромбоэмболической болезнью. При данном заболевании для профилактики тромбоэмболий пациентам могут имплантировать «ловушки для тромбов» — сетчатые фильтры, установленные в крупные вены (чаще всего в нижнюю полую вену, поэтому такие фильтры называют «кава-фильтр», от латинского cava — полая). Кава-фильтр позволяет остановить движение эмбола к сердцу и избежать серьёзных осложнений. Пациенты с тромбоэмболической болезнью и установленными кава-фильтрами, как правило, должны принимать антикоагулянты – препараты, снижающие свертываемость крови; поэтому у данной категории пациентов повышен риск кровотечений.

Подбор йогатерапии для пациентов, страдающих тромбоэмболической болезнью, является серьёзной проблемой. С одной стороны, варикозные изменения венозной системы требуют улучшения венозного оттока и для этого в арсенале хатха-йоги есть ряд весьма эффективных техник. С другой стороны, улучшение и стимуляция венозного оттока может способствовать миграции тромба (при его наличии в венозном русле).

Поэтому пациентов с варикозной болезнью следует делить на две категории:

1)   Пациенты с неосложнённой варикозной болезнью, умеренной степенью деформации вен, отсутствием тромбов в венах нижних конечностей и малого таза (по данным допплерографического исследования), отсутствием в анамнезе эпизодов тромбоэмболии. Для данной категории пациентов может применяться протокол йогатерапии, направленный на улучшение венозного оттока (подробнее здесь).

2)   Пациенты с осложнённой варикозной болезнью, а именно:

—       с наличием грубых деформаций венозного русла (деформация по типу «виноградной кисти»);

—       с наличием «свежих» тромбов в сосудах ног и малого таза по данным допплерографии;

—       с наличием в анамнезе эпизодов тромбоэмболии;

—       с текущим тромбофлебитом.

Для данной категории пациентов следует применять программу занятий с исключением техник, улучшающих венозный отток (перевернутые асаны, брюшные манипуляции, уджайи на вдохе, активные динамические техники на нижние конечности). При имплантированном кава-фильтре исключаются интенсивные механические воздействия на область живота.

К сожалению, провести границу между этими двумя категориями пациентов в практической работе бывает не всегда просто. Однако понимание изложенных принципов может уберечь от серьёзных осложнений, спровоцированных практикой хатха-йоги. Йогатерапия наиболее эффективна на ранних стадиях варикозной болезни; в этом случае программа, улучшающая венозный отток, будет играть роль профилактического фактора, препятствующего прогрессированию заболевания и улучшающего качество жизни. При наличии же высокого риска тромбоэмболии возможности йогатерапии резко ограничиваются.

Елена Голованова,  журнал “Гастрономъ”, #02(85), 2009

«Внутренний огонь» – это не образное выражение, а вполне официальный термин из словаря йоги. «Разжечь» огонь в себе непросто, но еще сложнее его поддержать. Мы узнали у известных московских йогов, как они это делают

Нас становится все больше – тех, кто «подсел» на йогу. Нам нравится ее целостность: йога меняет привычный образ жизни. И в том числе диктует новый образ питания. Но что это за новый образ? Что для этого нужно – стать вегетарианцем? Есть больше зеленых салатов? Готовить индийское? Питаться особенно до и после занятий? Существует ли в принципе свод кулинарных правил, которые помогут быстрее просветлеть?

Однозначного ответа не существует. Наши авторитетные собеседники – Елена Ульмасбаева из Центра йоги Айенгара и Федерации «Йога-Практика», Виктор Бойко из Школы классической йоги, Ирина Межакова из Федерации йоги и Михаил Баранов из Аштанга йога центра – ссылались на разные источники, письменные и устные, на истории, привезенные из Майсора, Ришикеша и Пуны. Объясняли, что описанная в Индии пища йогов была предназначена не для того, чтобы наслаждаться жизнью, но чтобы просто ее поддерживать: она была простой, питательной и концентрированной.

Пуристы утверждали, что диета вообще не имеет к йоге никакого отношения: это модный «антураж», выдуманный в нынешнюю эпоху «йогического барокко» – бесконечного украшательства практики асан, появления все новых и новых стилей. При этом каждый с удовольствием рассказывал про свои собственные опыты в гастрономии – в результате, как мы и подозревали, выяснилось, что йога постепенно изменила рацион и привычки всех, кто начал заниматься ею всерьез. И в целом наметились два пути: простой, по наитию, и сложный, по науке. Один от сердца, другой от ума.

Сложный путь: метафизика и митахара Считается, что «официальный представитель» йоги в гастрономии – это аюрведа, древнеиндийское учение о медицине в частности и гармонии в целом. Йога и аюрведа – во многом пересекающиеся знания. Посредством йогической практики человек меняет свое тело и пищеварительный огонь, очищается от токсинов, улучшает работу внутренних органов – за счет улучшения кровообращения. Это серьезная работа, на эффективность которой влияют многие факторы, и питание из них – самый весомый.

Есть такое аюрведическое понятие – «митахара», «умеренная диета». С незапамятных времен аюрведа практиковала индивидуальный подход, она не дает универсальных советов: всякий человек имеет собственный метаболический процесс – силу пищеварительного огня. У каждого свой тип конституции, и каждому из типов жизненной энергии (всего их три – доши вата, питта и капха, и они могут сочетаться в людях в разных вариациях) соответствуют свои продукты.

 Основные правила питания по аюрведе

* Если у человека доминирует «горячая» доша питта, его организм будет выбивать из колеи избыток острой пищи. Особенно в жаркую и влажную погоду (климатический фактор тоже учитывается). Этого можно избежать, добавив в рацион больше продуктов с охлаждающим вкусом – например, молочных.

* Человеку вата-конституции – неустойчивому, легко возбудимому – аюрведический доктор посоветует блюда, которые будут успокаивать и заземлять: побольше супов-пюре и каш с маслом.

* Человеку-капха – широкому, тяжеловесному – рекомендуется более сухая и легкая еда, свежие салаты, фрукты и овощи, поменьше жиров.

Одна из функций правильной пищи, согласно аюрведе, – уравновешивать доши, оперируя знанием о свойствах вкусов. Если хотя бы приблизительно держаться курса, еда будет давать гораздо больше энергии, чем мы привыкли черпать из тарелок. И, что еще важнее, не позволит нам «скатываться» в апатию или неуправляемую энергию. Именно в эти две крайности часто впадают люди, питающиеся чем попало.

Нужно сказать, наши «представления о прекрасном» часто расходятся с тем, что советует аюрведа. Однажды в Индии местный доктор сказал мне завязывать с рыбой и морепродуктами, мол, они мне не подходят. И это на берегу океана, где тигровые креветки стоили пять долларов дюжина! Также были запрещены сыр пармезан, кофе и брют – вещи, отказ от которых мне казался абсурдным. «Есть большая разница между формированием правильных вкусовых предпочтений и потаканием пагубным привычкам, – объясняет мне Михаил Баранов. – Вкусовые пристрастия чаще всего рождаются под воздействием стрессовых факторов или просто как желание удовлетворять чувства с помощью пищи. На то, чтобы сформировать правильные вкусовые привычки, могут уйти годы – но важно прививать их себе осознанно, исходя из понимания, а не из моды. При этом не стоит «порывать» с прошлым слишком резко, можно скорее заработать стресс, если внезапно лишить организм того, что он получал долгие годы».

Часто мы думаем, что любим вкус, например пива или шоколада, а на самом деле нам нравится его энергетическое воздействие. Исходя из принципов аюрведы прежде всего нужно исключить из рациона искусственные стимуляторы – кофе, алкоголь и сахар. Расстаться с сахаром полностью, конечно, не получится, сладкий вкус нам необходим, но лучше использовать его «здоровые» аналоги: нерафинированный коричневый сахар, мед, кленовый сироп. Кстати, хороший аюрведический доктор в наших широтах вряд ли станет запрещать пациентам есть мясо – он должен учитывать особенности существования в холодном климате.

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар родился в брахманской семье 14 декабря 1918 в деревне Беллур (штат Карнатака). От маленького Сундарама (так Айенгара называли в детстве) родственники не ждали ничего великого. Школу бы окончил! Мальчик рос болезненным — в младенчестве перенес тяжелую форму гриппа, а в возрасте 13 лет у него открылся туберкулез. Сразу после этого он заболел сначала тифом, а потом малярией. Учился Сундарам из рук вон плохо, читал с трудом, еле переходил из класса в класс. Кто бы мог предположить что этот мальчик с торчащими ключицами станет всемирно известным мастером йоги, другом бельгийской королевы и учителем самого Кришнамурти!

Путь в Майсор

В 1927, когда Айенгары уже жили в Бангалоре, умер отец. С потерей кормильца семья оказалась в бедственном положении — денег не хватало, мать с трудом сводила концы с концами. Казалось, звезды джйотиша окончательно отвернулись от Сундарама. Но тут произошло событие, которое окончательно определило не только карму мальчика, но и его будущую дхарму. Шурином (мужем сестры) Айенгара был великий йог ХХ века Тирумалаи Кришнамачарья. Мастер учил йоге в йогашале Майсора, основанной самим махараджей. Так получилось, что как раз в то, бедственное для семьи Айенгара время Кришамачарья путешествовал по Индии с миссионерскими целями. Поездка была рассчитана на несколько месяцев, и Кришнамачарья заехал в Бангалор навестить родственников. Здесь он попросил шестнадцатилетнего Сундарама перебраться в Майсор на время его отсутствия, чтобы помочь сестре по хозяйству. Юноша с радостью согласился вырваться из привычной и, что греха таить, надоевшей обстановки. Майсор всегда славился дворцовой архитектурой, так неужели сестра не позволит ему прогуляться по городу в воскресенье? Два месяца Сундарам жил в Майсоре вполне себе комфортно – пока не вернулся домой Кришнамачарья. Юноша боялся грозного шурина как огня и по приезду хозяина засобирался в Бангалор к матери. Но Кришнамачарья зачем-то убедил Сундарама остаться. Он отдал его в школу в Майсоре и даже решил заниматься с юношей йогой, чтобы поправить его здоровье.

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

Вот что пишет об этом периоде Б.К.С. Айенгар в книге «Свет жизни: йога»: «Отметив всю плачевность моего состояния, шурин установил режим тренировок, чтобы укрепить тело и сделать меня сильным перед лицом трудностей взрослой жизни. Подразумевал ли он тогда, что это неизменно повлечет духовное развитие, я не знал, и просто приступил к занятиям». Однако занятия не продлились долго: тело Айенгара было настолько слабым и жестким, что, наклоняясь вперед, он даже не мог дотянуться до колен пальцами рук. Увидев, как Сундарам делает асаны, Кришнамачарья категорично резюмировал: «В этой жизни ты не будешь заниматься йогой!» Брат жены его разочаровал и учитель определил Сундарама в садовники: вскапывать клумбы, сажать кустарники и поливать цветы.

50 рупий

В Майсоре Сундараму жилось нелегко — Кришнамачарья держал юношу в черном теле. Молодой Айенгар должен был не только учиться в школе, но и выполнять любой каприз хозяина — ходить в лавку за продуктами, носить поклажу, подавать воду. Характер учителя был, прямо скажем, не сахар. Кришнамачарья часто, без видимых причин, впадал в ярость. Айенгар очень боялся его и старался пореже с ним встречаться. Единственным другом Сундарама бы Кешава Мурти — юный ученик Кришнамачарьи, который жил в доме своего учителя. Он был ровесником Айенгара, и они дружили. Кешава Мурти был одарен от природы великолепным пластичным телом и талантливо выполнял асаны. Кришнамачарья муштровал Мурти по многу часов в день — практика начиналась в 4 утра, питание было скудным и неполноценным, а обращение авторитарным.

В один прекрасный день юноша сбежал, не выдержав тягот суровой йогической жизни в доме мастера. Кришнамачарья был в ярости! Ведь он возлагал на этого ученика большие надежды и готовил Кешаву для выступления на Международной конвенции по йоге, которая должна была состояться со дня на день. Однако учителю не пришлось долго искать выход из положения. Он нашелся сам в виде Сундарама — юноша как раз безмятежно возвращался из школы и попался учителю на глаза. Айенгар не собирался становиться йогом, он не чувствовал к этому способностей. Однако проживание в качестве сироты, взятого на попечение милосердными родственниками, делало его полностью зависимым от Кришнамачарьи. Когда муж сестры во второй раз пригласил Сундарама на урок йоги, юноша не мог отказаться. Гуру показал ему сорок асан и требовательно сказал: «Ты должен это сделать». У Сундарама не было выхода — в течение трех дней ему пришлось освоить программу, которую другие ученики осваивали за несколько лет. Можно сказать, что учитель ввел Сундарама в йогу методом шоковой терапии, что впоследствии послужило причиной множества травм и создало препятствия в освоении других, более продвинутых ступеней Аштанга-йоги.

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

Айенгар умолял гуруджи хотя бы раз взглянуть, правильно ли он делает асаны, но Кришнамачарья заявил, что увидит все только на Конвенции. Юноша понимал, что, если он сделает что-то не так, пострадает репутация учителя. Во время демонстрации он старался изо всех сил — от боли на глаза наворачивались слезы. В награду за выступление Айенгар получил 50 рупий из рук самого махараджа — целое состояние! Это событие навсегда связало жизнь Айенгара с йогой, однако цена, которую он заплатил за это, была немалой — боли и травмы мучили его еще долгие годы.

Во время демонстрации асан Кришнамачарья потребовал, чтобы Айенгар сделал Хануман-асану. Айенгар не знал этой позы. Кришнамачарья объяснил, что нужно сесть в продольный шпагат. А когда Сундарам сослался на слишком узкие трусики, Кришнамачарья взял ножницы и разрезал белье. Таким образом, Айенгар был вынужден сделать асану. В результате ее выполнения он повредил подколенные сухожилия.   

Пуна и Рама

Нагрузки в йогашале были непосильны, и в конце учебного года Сундарам не сдал переводные экзамены. На этом светское образование Айенгара закончилось. Жизнь толкнула его на путь учителя йоги. Он сопротивлялся как мог, пытался реализовать себя в каких-то других профессиях, но все было тщетно.

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

В 1937 Айенгара пригласили вести уроки йоги в Пуне. В течение нескольких лет он преподает в различных учебных заведениях, однако его экономическое положение остается крайне нестабильным. В 1940 году по разным причинам он теряет практически все свои уроки. Денег не остается даже на еду, жить приходится в маленькой каморке вместе с шестью другими молодыми людьми. Это время для развития его личной практики — он яростно занимается до десяти часов в день, не взирая на нищенские жилищные условия. Через какое-то время у него появляются индивидуальные уроки. Правда, теперь к нему в основном обращаются люди, имеющие проблемы со здоровьем. У одного из пациентов дерматит. Аейнгар обескуражен — у него нет опыта в йогатерапии, а Кришнамачарья отказывается ему помогать.

Айенгар решает действовать сам. Он знает, что перевернутые позы обладают очищающим воздействием и применяет их. Случается чудо — через некоторое время проявления на коже пациента уменьшаются. В другом случае он помогает семейной паре, уже потерявшей надежду иметь детей: прописывает асаны на раскрытие таза и все те же перевернутые. Очень скоро у этих людей рождается ребенок. Однако у самого Айенгара, которому на тот момент уже 24 года, нет ни семьи, ни детей. Мать, братья и сестры ежедневно говорят о женитьбе, но Сундарам в ужасе от их настойчивости. На что он будет содержать семью? И потом, будучи женатым, он потеряет свободу! Чтобы избавиться от нежелательного сватовства, он перестает мыться, отращивает бороду, мажется не слишком ароматным маслом и изо всех сил старается быть похожим на тех неопрятных бродячих садху, которые просят милостыню, сидя на ступеньках храма. Вряд ли невестам покажется привлекательным такой жених! Он к тому же странно себя ведет на церемонии знакомства: мычит, трясет головой и отвечает невпопад на простые вопросы. Нет ничего удивительного в том, что невесты не задерживаются в доме молодого брахмана. Но ему не суждено было стать брахмачарьи…

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

Одна из девушек пришла, когда Айенгара не было дома. Получилось так, что он задержался и пришел домой поздно вечером. Но девушка терпеливо ждала его. Осознание того, что незамужняя женщина провела целый день в его доме, тронуло юношу. 9 июля 1943 Айенгар женился на Рамамани. Ему пришлось занять крупную сумму денег, чтобы оплатить свадьбу. Первое время семья жила в бедности, потом появились постоянные ученики и пусть небольшой, но относительно стабильный доход. Айенгар признавался, что за 30 лет совместной жизни они с Рамой ни разу не поссорились. Она не только никогда ни в чем его не упрекала и ничего не требовала для себя, но оказывала неоценимую помощь в личной практике Айенгара. Она заботилась о большой семье (пять дочерей и сын) и учила детей йоге.

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

Прояснение йоги

В 1952 Айенгара пригласили провести урок для приехавшего в Индию всемирно известного скрипача Иегуди Менухина. Итогом знакомства стало турне гуруджи по Европе в 1954 году. В течение последующих лет он побывал в Австралии, Новой Зеландии, США, Великобритании, Канаде, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Швеции, Швейцарии, Южной Африке, России, Японии и многих других странах. Благодаря Айенгару йога стала популярна на Западе. Среди учеников Айенгара были крупнейшие политики и военные, музыканты, актеры и писатели. Изданная в 1966 «Йога Дипика» («Прояснение йоги») стала настольной книгой всех йогов мира.

Учеников у Айенгара становилось все больше, и учитель пришел к мысли о создании своего метода, получившего название «Йога Айенгара». Со временем была создана унифицированная система сертификации для учителей во всех странах. А в 1975 году в Пуне открылся Институт йоги памяти Рамамни Айенгар — свое детище гуруджи посвятил жене, безвременно ушедшей из жизни за два года до этого.

С середины семидесятых ХХ века до наших дней прошло много времени. Менялось отношение Айенгара к практике и подход к обучению. (Постоянным оставалось лишь то, что Йога Айенгара базировалась на шастрах.) Ежедневно в классах проходят занятия, на которых ученики со всего мира отстраивают практику асан, изучают пранаяму и проникаются мудростью индийской философии. Середина дня — время личной практики — гуруджи настаивает на том, что именно самостоятельные занятия приближают к истине и позволяют увидеть путь, по которому стоит идти дальше. А уроки в классе? Отражаясь в глазах учителя, как в зеркале, проще увидеть себя со стороны. Кто-то из старших западных учителей гуруджи назвал метод Айенгара самой жизнью, воплощенной в асанах.

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

И сейчас, в 2013 году, все, кто приезжает в Пуну, могут видеть, как Гуруджи передает живое знание своей внучке Абиджате. Лежа в Випарита Карани, он наблюдает за тем, как Абиджата ведет класс. Периодически он подзывает внучку к себе, заставляет ее сделать какую-нибудь асану и что-то объясняет. Айенгар в отличной форме. Он и не думает прекращать обучение: сам ведет классы по йогатерапии, тщательно сканируя взглядом всех приходящих в Институт людей прозорливым взглядом и неизменно находит несколько добрых слов для каждого из присутствующих.

В этом году у Айенгара юбилей — ему исполняется 95 лет! Вообразите себе масштаб ожидаемых торжеств, и вам сразу же захочется попасть в Пуну 14 декабря!

Однажды утром Б.К.С. Айенгар увидел кобру. Он испугался за жену и разбудил ее. Однако Рамамани ответила, что никакой кобры не видит. Галлюцинация повторялась много раз. Надо сказать, что кобра вела себя избирательно и являлась Айенгару только во время практики, пытаясь его укусить. Айенгар написал письмо Кришнамачарье, но так и не дождался ответа. Трудное решение ему пришлось принимать самому. Айенгар решил не прекращать практику. Вскоре кобра исчезла. Однажды к нему в гости приехал Кришнамачарья. Во время одной из бесед он неожиданно спросил своего ученика о кобре: «Ты все еще видишь ее?» — «Нет», — ответил Айенгар. «Она укусила тебя?» — «Нет, она просто наблюдала за мной, а потом и вовсе перестала появляться». Тогда Кришнамачарья рассказал ему историю. Один из учеников его собственного гуру видел кобру во время занятий и змея его укусила. Хотя кобра была ненастоящей, он заболел. Гуру сказал, что это очень плохой знак, свидетельствующий о том, что йога не принимает ученика. «Я не ответил на твое письмо, потому что хотел узнать, что произойдет дальше, — продолжил Кришнамачарья. — Тебе повезло, и ты должен во что бы то ни стало продолжать практику. Вселенная приняла твою садхану».

Один из учеников Айенгара, знаменитый индийский философ Джидду Кришнамурти, на своих лекциях призывал к необусловленному восприятию. Однако, занимаясь с философом асанами, Айенгар обнаружил, что в повседневной жизни Кришнамурти остается очень даже обусловленным! Так, например, философ всегда делал Ширшасану, развернувшись лицом к стене и предварительно складывая одеяло уголком. Однажды Айенгар попытался избавить его от штампов восприятия и развернул одеяло так, чтобы, войдя в позу, Кришнамурти оказался лицом к окну, из которого открывался прекрасный вид на горы. Айенгар объяснил свое действие тем, что чувство уверенности в позе не должно зависеть от положения тела в пространстве. Поза должна оставаться стабильной независимо от того, что находится перед или за нами. Когда Кришнамурти разгадал хитрость Айенгара, он захохотал, а затем снова сложил одеяло удобным ему уголком и встал в Ширшасану лицом к стене.

Айенгар попросил Кришнамачарью научить его пранаяме. Но Кришнамачарья неизменно отказывался, мотивируя это тем, что занятия пранаямой не для человека, который перенес туберкулез и чей позвоночник жесткий, а грудная клетка от природы слаба. Но целеустремленный Айенгар стал тайком наблюдать за практикой пранаямы своего гуру, прячась в саду под окнами.

Но, когда в 1944 году Айенгар начал самостоятельно заниматься, он обнаружил, что не в состоянии сделать даже один цикл дыхания — сил дышать просто не было! Все рассуждения о том, что пранаяма делает человека спокойным и уравновешенным, казались насмешкой! Но Айенгар решил бросить вызов своей природе. И победил! Ему удалось приспособить пранаяму под свои нужды. Для начала он изменил личную практику — сделал упор на наклонах вперед (этот цикл асан, как известно, делает позвоночник сильным и стабильным).

Осознанность и понимание того, что нужно делать именно сейчас, помогли ему в освоении пранаямы. Позже Айенгар адаптировал подход к дыхательной практике для учеников с проблемными телами и пациентов терапевтического класса — стал использовать пропсы, поддерживающие тело в ровном положении во время практики.

Б.К.С. Айенгар о практике йоге: «Я взялся за практику, как путешественник, который пустился в плаванье, едва научившись управлять судном. Потом я вцепился в судно мертвой хваткой и отдался на милость звездам. Я знал о предшественниках, но путеводителя не имел. Порой я натыкался на подобие карт, составленных за сотню или тысячу лет до этого, и обнаруживал, что они пестрели открытиями, которые я уже сделал. Воодушевленный и приободренный, я продолжал в надежде увидеть новые берега и разобраться, как управлять своим кораблем».

тромбофлебит питание и образ жизни йога айенгар

Оценка 4.2 проголосовавших: 20
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here